Макс Шпиро
(1864 — 1934)
врач, инженер, художник
Родился в Коло (Польша). Окончил Гейдельбергский университет с двумя дипломами — инженера-химика и врача. В 1889 г. уехал в Палестину по призыву сэра Монтефиоре, работал главным врачом нового поселения Хадера во время эпидемии малярии. Там познакомился со своей будущей женой Фанни. В 1893 г. в Яффо состоялась их свадьба.
Спустя несколько лет вернулся в Польшу в связи с обязанностью явиться на службу в русскую армию. Семья поселилась в Люблине, там родились две дочери — Таня и Рузя. Макс работал инженером-химиком на заводе, в свободное время бесплатно лечил больных в бедных еврейских кварталах Люблина. Основал компанию благотворительной деятельности «Ахиэзер» («братская помощь»), принимал участие во всех сферах помощи нуждающимся. Уволился с завода, услышав из уст польского хозяина антисемитскую реплику.
Переехал с семьей в Петербург в 1913 г., работал инженером на фабрике. Увлекался живописью и столярным делом — своими руками создал мебельный гарнитур красного дерева.
В начале 1920-х из Палестины пришло письмо, в котором сообщалось, что в благодарность за самоотверженную работу по борьбе с малярией принято решение наградить г-на Шпиро участком земли с домом. Дед решил уехать — большевиков он не любил. В 1924 г. уехал он, годом позже — Фанни. Освоившись на новом месте, прислал вызов дочери с ее семьей — но к тому времени железный занавес уже закрылся.
В Палестине Макс Шпиро занимался медициной, живописью, общественной деятельностью и материальной помощью нуждающимся; на личные средства создал кассу благотворительной деятельности. Похоронен на знаменитом старом кладбище Трумпельдор в Тель-Авиве.