Нас время учило…

Издание журнала «Звезда», 2016 г.

В сборник вошли две документальные повести Льва Разумовского: «Дети блокады» (воспоминания автора о семье и первой блокадной зиме и рассказы о блокаде и эвакуации педагогов и воспитанников детского дома 55/61) и «Нас время учило» (воспоминания автора об опыте армейской службы в 1943-44 гг.), рассказ «Встреча», а также избранные письма из семейного архива и иллюстрации. Послесловие С.А. Лурье.

Начал читать и уже не оторвался. Написанное Вами очень живое, достоверное, многое из того, о чем Вы рассказываете, я в литературе не встречал.

Григорий Бакланов

У Льва Разумовского война описана в натуральную величину. Господь оставил его в живых, чтобы он рассказал о войне правду.

Ион Деген

Не будь эта книга так хорошо написана — так искусно безыскусно, — читать ее было бы тяжело, а все равно — надо.

Самуил Лурье

У этой книги — запах абсолютной правды. Эта книга нужна читателям всех поколений.

Юлий Ким

Читать и скачать книгу в PDF

Читать повести онлайн:

Дети блокады

Нас время учило…

Отзывы читателей

27-11-20

Eda Edel

о повести "Нас время учило"

Брат моей мамы тоже пошел добровольцем в 17 лет, но повезло - сначала учебка, потом Дальний Восток, а затем и война закончилась.
Такой проникновенной книги о том ужасном времени никогда не читала. Какие ужасы выпали на долю интеллигентного еврейского юноши.  

01-11-20

Юлия Шапиро, США

Книгу Л.Разумовского «Нас время учило» я получила в подарок.Читать её и легко и страшно.

Восемнадцатилетний мальчик. Война, армия, новые люди. Чужие и чуждые. И он новый для них. Инопланетянин. Говорит на другом языке. Не умеет материться, воровать, подличать. В очках. Еврей, короче.

Холод и голод. Стертые ноги. Тяжелая ноша. Бесконечный поход без отдыха. Издевательства, открытый антисемитизм. Полное одиночество. Он воюет с фашизмом. Поэтому терпит.
Дальше ещё страшнее...

Победа. И опять он не совсем свой.

Позже будут скульптуры, игрушки, акварели. А главное - любимая семья. И книжка, посвящённая дочкам.

Я не прочла ее на одном дыхании. Скорее, затаив дыхание.

16-05-20

Анатолий Добрович

Держу в руках книгу «Нас время учило» Льва Самсоновича Разумовского (СПб.: ООО «Журнал «Звезда», 2016) и все отчетливее понимаю, какая у меня в руках драгоценность. Изданная на частные пожертвования, она перемежает текст со снимками скульптур автора, и эти скульптуры привлекают к себе качеством, требующим целой цепочки определений. «Правдивость» будет первым из них, но следующими – «неповторимость» и «искренность». Художник изначально, своеобразен как личность, и ему надо лишь передать свое виденье натуры, чтобы создать нечто непохожее на известные образцы. Его работы трогательно поэтичны. Властная сила духа и взыскательность художника соединена в них с беспомощностью остро чувствующего и чуткого человека. Иные скульптуры видятся мне шедеврами. Например, его солдатский «Автопортрет, 1943» созданный одноруким скульптором (руку потерял на войне) через 10 лет после окончания войны. Или его «Януш Корчак». Или «Дороги войны». Текст книги свидетельствует о мощном писательском даре этого художника. «Начал читать и уже не оторвался» - пишет о книге Григорий Бакланов. Истинная правда. Проза высокого качества предполагает наличие множества достоверных деталей, а для их улавливания требуется особый глаз, руководимый особым разумом – разумом, умеющим выделять самое существенное в художественном смысле. Выделять и облекать в единственно подходящие слова. Все эти богатства были отпущены Л. С. Разумовскому с необычайной щедростью. Подкупает фотопортрет молодого автора на обложке: он обещает встречу с умным, сердечным и высоко одаренным человеком, и это обещание сбывается с лихвой. Жизнь Льва Самсоновича завершилась в 2006 в Петербурге. Его голос продолжает звучать, его скульптурные работы буквально «окликают» зрителя. И мне, по правде говоря, жаль тех, кому эта книга не попадалась в руки.

21-09-17

Maya Zeleny

О книге "Нас время учило..." Я должна написать про эту книгу. Я проглотила ее за несколько дней, и она что-то во мне перевернула, конечно. Это автобиографическая проза петербургского скульптора, живописца, мастера детской игрушки Льва Разумовского (1926-2006). Он написал эти воспоминания для своих дочерей, в 60-х годах. Спустя 30 лет его повести были напечатаны в журнале «Нева», а в 2016 году, уже после его смерти, они были изданы на частные пожертвования в формате книги «Нас время учило». Я случайно обнаружила книгу на полках Brooklyn Public Library. Книга состоит из двух частей: из документальной повести «Дети блокады» и фронтовых воспоминаний «Нас время учило». Первая часть (рассказ о семье и о блокадной зиме) просто оглушила меня. Я писала как-то о том, что мой дедушка единственный из всей большой семьи выжил во время блокады и был переправлен с детским домом по Дороге жизни в г. Горький. Повесть написана так талантливо, «искусно безыскусно» (определение Самуила Лурье из аннотации к книге), что у меня создалось абсолютное ощущение, что я там, в блокадном Ленинграде осенью 41-го и зимой-весной 42-го. И я, понимая умом, что я просто читаю книгу, судорожно глотая слова и листая страницы, не могла отделаться от ощущения, что где-то там рядом мои родные, вначале еще живые, потом уже неживые. 9 декабря 41-го. 16-летний Лев идет с сестрой Миррой получать хлеб по карточкам. Может в этой же очереди Дора, старшая сестра моего дедушки? Январь. Уже неделя, как Лев не ходит за водой и за хлебом. Он вообще не ходит. Дома холод, печку давно не топят. Врач говорит маме Льва: «Если не произойдет чуда, жить ему осталось три-четыре дня». Чудо происходит: Льва и его папу удается устроить в больницу для дистрофиков. А где-то там, в этом же январе, умерла дедушкина сестра-двойняшка. 1 мая Льву исполняется 16 лет. Моему дедушке 8 лет и он уже один: мама, две сестры и брат умерли. Детский дом #55/61, в котором работает сестра Льва Мирра, эвакуируется из Ленинграда. Мирра забирает с собой маму и Леву. Может где-то там, при эвакуации, на Ладоге они видели моего дедушку? Кто знает, может так и было? Может они там даже встретились взглядом, а я сейчас, читая эти воспоминания, как бы замыкаю этот круг? В общем, это было очень личное чтение-переживание. Вторая повесть Разумовского «Нас время учило» - рассказ о трех месяцах, проведенных им в запасном полку, трех неделях на войне и девяти месяцах лечения в госпиталях (Лев Самсонович потерял на фронте руку (что не помещало ему стать скульптором). Рассказ честный, правдивый, без умолчаний. Часто о вещах очень нелицеприятных, о том, о чем не принято говорить и показывать в фильмах о войне. Юлий Ким хорошо написал: «У этой книги- запах абсолютной правды... Когда совершенно не думаешь о литературе и лишь потом вспоминаешь о ней - но лишь как о ковше, которым автор зачерпнул из живой дымящейся жизни и донес до меня ее, не расплескав и не разбавив: пей, брат».

20-03-16

Maria De Los Llanos

О книге "Нас время учило..." Только что закрыла книгу Льва Разумовского - теперь он у меня в сердце. Какой же невероятный он был человек, Лев Самсонович! Как здорово, что книгу его издали и ее теперь могут читать люди в будущем. Книга из редких, она свидетельство правдивого, честного очевидца нашей отечественной истории. Ценнейшая книга. И прекрасно написанная талантливым, свободным человеком - опять же редкостное явление во все времена... Книга во мне прорастает день за днём. Очень благодарна судьбе за возможность знакомства со Львом Самсоновичем.

21-01-16

politolog

О книге "Нас время учило..." О том, что на земле жил такой прекрасный человек, узнала совершенно случайно, когда в одной из соц. сетей был размещен пост о сборе средств на издание этой книги. Меня заинтересовала судьба Льва Разумовского. Быстро скачав из интернета всё его литературное наследие, которое находится в открытом доступе, начала читать. Мало того, что Лев Самсонович был талантливым скульптором, так у него еще присутствовал явный литературный талант. Прочитала 3 его книги: 1) "Дети блокады" - книга состоит из 2-х частей. В первой автор рассказывает о первой блокадной зиме в городе, о том, как выживала его семья, о том, как он чуть не умер от истощения и как благодаря фактически чуду ему удалось выжить. Во второй части своими воспоминаниями о детском доме, эвакуированном из Ленинграда, делятся ленинградские сироты. 2) "Нас время учило" - Лев Разумовский вспоминает свой армейский путь: полгода запасного полка, 3 недели фронта и 9 месяцев лечения в госпиталях. Удивительно правдивая книга о войне. Поражающий разум антисемитизм в советской армии, тотальное воровство, голод, холод, давящее чувство одиночества, постоянное чувство растоптанного человеческого достоинства. 3) "Моя коллекция" - чудесный сборник историй, записанных Львом Разумовским со слов людей разных профессий и социального статуса. Все-таки жизнь - веселая штука! Очень много юмора, тонкого, не пошлого. Так и хочется сказать: "Эх, жизнь, как же ты хороша!"

18-01-14

Виктор Тумаркин

Отзыв на документальную повесть "Нас время учило" Только неделю назад прочел эту книгу, и до сих пор под впечатлением. Ничего подобного о войне я до этого не читал. Поражает всё - и то, о чем написано, и то, как написано. Это не просто рассказ о пережитом, а именно литература. Кроме горькой правды, воссоздающей то время, найден очень точный взгляд на себя уже из другого времени. Обязательно прочту и другие книги Льва Самсоновича, но немного позже: читать такую литературу подряд невозможно.

10-10-12

Борис Тененбаум

О книге "Нас время учило" Лев Разумовский оставил нам бесценный документ. В нем нет диких ужасов как таковых, а есть реальность, подлинная, со знаком и сертификатом "Да, именно так все и было". Ему, потерявшему руку в 18 лет, повезло, он остался в живых, а не сгинул одним из безымянных миллионов, уложенных тогда в землю. Он стал художником, и оставил после себя, может быть, свои лучшие произведения - детей, достойных его имени.